В папке находятся инсталлятор игры и русификатор
Часть I описания искать тут: http://www.gamer.ru/everything/avernum-crystal-...
Часть II находится здесь: http://www.gamer.ru/everything/avernum-crystal-...
Вы живыми добрались до земель ванатай. Но вам ничего не известно об этих странных созданиях и вы не знаете их язык. Они не доверяют вам, а некоторые хотят вас убить. Возможно, они вступят в переговоры с Авернумом. Поэтому вы вступаете в неизвестные земли.
7 – Авит. 8 – Олгай. 28 – Эгли. 29 – камера упокоения 4. 30 – Манкузо.
a – выход из длинного тоннеля;
b – испытание разума (см. квест 7.3. Совет Олгай);
c – испытание силы (см. квест 7.3. Совет Олгай);
d – испытание скорости (см. квест 7.3. Совет Олгай);
e – святыня кристаллов (см. квест 8.3. Проникнуть в логово Пайрог);
f – туннель с гробами;
g – логово хитраков. После боя вы найдете 190 монет и стальной нагрудник;
h – тайник, в котором вы найдете стальной фламберг;
i – логово ванатай-мертвецов. После боя с ними вы найдете ядовитый клинок (+5% к шансу попасть, +12% к сопротивлению яду и кислоте, +3% шанс контратаки);
j – руины деревни. Здесь можно найти зелье неуязвимости;
k –тайник со свитком Оживление;
l – долина мертвых. Перебив нежить, вы сможете снова зайти в пещеру и забрать рунный шлем (+10% броня, +2 колдовство, +6% к сопротивлению влияния на разум);
m – отшельник Залав-Та. За 1000 монет он обучит вас навыку Знания ванатай. Этот навык может пригодиться, когда вы найдете письмена или артефакты. А еще он засчитывается за дополнительный уровень тайного знания при изучении заклинаний;
n – группа церберов напала на патруль ванатай и вам придется помочь им;
o – место погребения, где вы найдете укрепляющее кольцо (+10% к сопротивлению/проклятию, +3% к шансу уклониться, +2 гимнастика);
p – здесь можно найти урановый слиток;
q – стая церберов (см. квест 30.2. Убить церберов);
r – крепость ванатай (см. квест 30.1. Зарубить Гаддику);
s – якорные цепи (см. квест 28.2. Добыть слюдяную книгу);
t – плавающие платформы (см. квест 28.2. Добыть слюдяную книгу);
u – башня. В ней вы найдете крупного жука, завернутого в паутину;
v – область перемещения патрулей Кордадиса (см. квест 28.2. Добыть слюдяную книгу);
w – лавовый купол (см. квест 28.2. Добыть слюдяную книгу);
x – лавовый храм. Чтобы добраться до него, потребуется сфера Трални. В храме вам трижды надо сделать подношения, чтобы увеличить силу членов своего отряда;
y – лагерь дружественных ванатай;
z – пещера с серой плесенью;
А – зловещий склеп. Этот склеп не связан ни с каким квестом, но сюда стоит заглянуть, чтобы повысить опыт и собрать имеющуюся добычу;
В – заброшенная деревня ванатай. Здесь водятся черви, и есть тайник, в котором хранится жезл порчи;
C – мертвое тело гоблина, на котором можно найти стальную алебарду;
D - гробница Делрин-Бока (см. квест 8.5. Указы форту Халедон);
Е – руины поселения ванатай, где можно найти свиток Подчинение;
F – проход через лаву;
G – тайник с посохом защиты;
H – недостижимый уступ;
I – засада, которую ванатай организовали по приказу Лимончелли (см. квест 8.5. Указы форту Халедон);
J – форт Хеледон (см. квест 8.5. Указы форту Халедон);
K – барьерный туннель (см. квест 8.5. Указы форту Халедон).
Авит
1 – фермер Ботт. 2 – груда камней. 3 – ратуша. 4 – палата медитации. 5 – казармы. 6 – грибное дерево. 7 – Бон-Айно.
Если вы поговорите с фермером Боттом, тот предложит вам за 50 монет рассказать секрет. Получив деньги, Ботт сообщит, что нашел магический свиток, который спрятал в груде камней за своим домом на юго-западе поселения. Обыскав это место, вы найдете свиток с заклинанием Оживление.
7.1. Контакт с ванатай. Встретившись с Бон-Айно, поинтересуйтесь, почему он велел придти к нему. Выяснится, что каждый миллениум ванатай расходуют всю еду в пещерах. Когда это происходит, они магическим образом засыпают, чтобы пищевые ресурсы восстановились. От последнего упокоения ванатай очнулись приблизительно год назад. И они узнали об ужасной краже. Пропали три кристальные души. Это не кристалл с душой внутри, а душа, принявшая кристальную форму. Кража одной из них является величайшим преступлением против расы ванатай. После упокоения ванатай построили дом душ величайших Боков. Вскоре после этого три души были украдены, а стража была убита человеческим оружием. Это поведало ванатай о людях подземного мира, и совет в Олгай призвал к их истреблению. Но если чудовищную войну можно предотвратить, то необходимо действовать быстро. Именно поэтому Бон-Айно призвал вас сюда, чтобы вы отправились в совет для допроса. Бон-Айно считает, что использование магии ванатай для уничтожения всех людей, слитов и нефилимов неразумно. Если совет в Олгай сможет допросить вас, то можно будет узнать правду, и ванатай будут действовать мудро. Правители поспешили создать барьеры, удушающие земли людей. А сейчас правители готовят заклинания болезней, которые обескровят людей, и землетрясений, которые похоронят людей в гигантских обвалах. Если люди украли кристальные души, то они это заслужили. Но если они этого не делали, то такая кара станет великим преступлением ванатай против жизни.
На этом квест будет считаться выполненным. Награда за него не предусмотрена.
7.2. Ритуал ванатай. В разговоре с вами Бон-Айно упомянет о подарках, которые ванатай подготовили людям. Когда вы спросите, о каких подарках идет речь, Бон-Айно ответит, что это простой, но сильный магический ритуал, который ванатай изменили, чтобы вы смогли пройти его. Этот ритуал отметит вас, чтобы вы смогли путешествовать по землям ванатай, не опасаясь нападений. Для этого вам следует пройти в палату медитаций и поговорить с Серой.
Зайдя в палату медитации, вы действительно повстречаете там Серу. Он сообщит, что вы можете приступить к ритуалу приветствия. Ванатай используют этот ритуал, чтобы отметить вас как гостей. Для этого вам придется провести пальцами по воде в сосудах, находящихся в помещении, начиная с самого темного оттенка жидкости до самого светлого, что будет олицетворять ваш переход от темноты чужестранцев к свету принятия.
В палате медитации стоят три сосуда с жидкостью. Вам необходимо дотронуться до воды в них, начиная с левого сосуда, в котором находится жидкость фиолетового цвета, и, заканчивая правым сосудом, в котором жидкость имеет белоснежный цвет. Когда вы коснетесь жидкости в последний раз, по вашим рукам в тело пройдет слабый электрический разряд. Вам покажется, что вас как-то отметили, но при этом осознаете изменение своего разума. Сказанные ванатай слова, которые вы раньше не понимали, внезапно обретут смысл в вашем разуме. Теперь вы сможете общаться с ванатай на их языке. Вернувшись к Бон-Айно, скажите ему, что вы прошли ритуал приветствия (+40 ехр).
7.3. Совет Олгай. После прохождения ритуала приветствия Бон-Айно скажет, что теперь вы говорите как ванатай, но вы не один из них. Вам придется принять участие в испытаниях, чтобы встретиться с советом. Пройти испытания вам поможет Форла-Те, которая находится в казарме. На прощание Бон-Айно передаст вам свиток и скажет, что это карта земель ванатай. Она была составлена до последнего упокоения, поэтому полна условностей и не закончена (см. карту Западные земли ванатай).
Зайдя в казарму, вы найдете там женщину-ванатай Форла-Те, которая не очень рада видеть чужака. Когда вы скажете, что она может помочь вам с испытаниями, Форла-Те ответит, что должна помочь вам, но ей это не нравится. Да, у нее есть приказ помочь вам в совет Олгай, поэтому вам придется доказать, что вы достойный чужак. Вам придется пройти три испытания – на силу, скорость и терпение. Места проведения этих испытаний находятся на юге и юго-востоке. Во время испытания только один член вашего отряда может принять в нем участие. Чтобы встретиться с советом вам придется пройти, как минимум, определенное число испытаний.
Когда вы поинтересуетесь, какого числа будет достаточно, Форла-Те ответит, что совет Олгай встретится с вами без испытаний. Разумеется, Форла-Те ответит вам так только в том случае, если вы посетили все локации во время путешествия в Авит (см. Глава 2). Она добавит, что ваши подвиги уже рассмотрены, как доказательства умения и честности. Если же вы по пути в Авит вы не посетили все локации, то вам придется пройти проверку разума, силы и скорости.
Испытание разума
A, B, C, D – секторы подземелья. a, b, c, d, e, f – ворота. Цифрами показаны последовательности зажигания светильников.
Итак, допустим, что вам все же необходимо пройти испытания. Для начала отправляйтесь к пещере, где вам предстоит пройти испытание разума, которая расположена к востоку от Авита. Когда вы зайдете в пещеру и приблизитесь к порталу, вам предложат выбрать одного члена вашего отряда, который будет проходить испытание. Несмотря на то, что в этом испытании предстоит проверить ваш ум, отправить на его прохождение все же лучше самого сильного аватара. Дело в том, что при ошибках при прохождении этапов испытания придется сражаться с монстрами, появляющимися рядом. К тому же, в подземелье есть гнездо, охраняемое личинками читрахов, в котором хранятся кое-какие предметы.
Зайдя в портал, вы окажетесь в секторе А. Закрытые ворота е и f вы пока открыть не сможете, а вот ворота а открыть можно, поворачивая рычаги, находящиеся в этом секторе. За этими воротами расположен сектор В, представляющий собой зал с бронзовыми светильниками. Они тщательно размещены на необычном узоре пола. На полу также есть два магических круга. Один из них завален черепами, другой свободен от частей мертвых тел. На каждом кругу стоит светильник. Когда вы зайдете в этот зал, то увидите, что один из светильников горит, а остальные потушены. Вам предстоит зажечь остальные светильники в определенной последовательности. Игра намекает на то, что узор пола является своеобразной подсказкой для этой процедуры. Однако составитель этого описания нашел последовательность зажигания светильников эмпирическим путем. Если последовательность будет нарушена, то в северной части зала будут появляться монстры, с которыми вам придется сражаться. Как только вы правильно зажжете все светильники, откроются ворота в южной части зала, и вы сможете перейти в сектор С.
Тут еще больше светильников и больше магических кругов. В юго-восточной части этого зала расположена комната с рычагом. Не стоит его активировать. При каждом повороте рычага в северо-западной части зала будут появляться монстры и, само собой, с ними придется драться. После того, как и в этом зале, светильники загорятся в правильной последовательности, откроются ворота на юге.
За ними находится коридор, ведущий к сектору D. В его дальней части находится гнездо, охраняемое личинками читрахов. Они ведут себя миролюбиво, пока вы не нападете на них. А напасть на них придется, если вы захотите завладеть добычей, хранящейся в гнезде, к которому не подойти из-за обступивших его личинок.
Сектор D – это очередной зал со светильниками. После того, как они будут зажжены, откроются ворота на западе, за которыми находится портал, возвращающий к началу испытаний. Но не торопитесь покидать пещеру. Осмотрите стены к западу от портала и нажмите секретную кнопку, находящуюся там. В потайном помещении вы обнаружите рычаг, повернув который, откроете ворота е и f. Вашей наградой за прохождение испытания разума станет склянка с защитным зельем и мерцающий кинжал (50% шанс проклятия слабости на 2 хода).
Испытание силы
1 – лавовые черви. 2 – гуль. 3 – ядовитые грибы. 4 –рубиновый скелет. 5 – слизь. 6 – отряд скелетов.
Испытание силы проходит в пещере, которая находится к востоку от Олгай. Здесь все просто: переместившись на полигон, необходимо продвигаться к его юго-восточной части, где находится портал, истребляя по пути все живое и мертвое и собирая возможную добычу.
Испытание скорости
1 – столбы-маркеры. 2 – поворотный механизм. 3 – запертые ворота. 4 – магический барьер. 5 – слизь. 6 – гоблины.
Отправляясь на испытание скорости, прихватите с собой пронзающий кристалл. В этой пещере, как и при испытании силы, необходимо двигаться на юго-восток, где находится портал возврата. Разница состоит в том, что при достижении столбов-маркеров будут открываться фальшивые стены позади вас, откуда появятся языки пламени, которые станут вас преследовать.
Пройдя первые столбы-маркеры, двигайтесь через мост к двери, за которой находится поворотный механизм. Когда вы повернете его, откроются запертые ворота на востоке, а на западе опустится фальшивая стена, откуда появится огонь. Пройдя дверь, находящуюся за воротами, вы увидите магический барьер. Тут-то вам и пригодится пронзающий кристалл, который уберет его. Теперь вы успеете очистить сундуки, находящиеся к северу от убранного барьера, и уйти от огня по восточному коридору на юг.
Когда вы поравняетесь со вторыми столбами-маркерами, позади вас опустится очередная фальшивая стена и очередная волна огня появится из-за нее. Впереди вас поджидает схватка с гоблинами, но во время нее пламя остается на месте. Наконец, пройдя после схватки третьи столбы-маркеры и получив сообщение о появлении нового огня, вы достигнете портала и сможете вернуться к своей команде. Зато при вас останется добыча.
Прибыв, наконец, в Олгай, идите в зал совета. Внутри вы увидите огромный каменный стол, за которым сидят три повелителя ванатай: двое мужчин и одна женщина. Они жестом пригласят вас приблизиться. Женщина сообщит вам, что ее зовут Проссис-Бок. Указав на юного мужчину, она назовет его имя: Глантрис-Бок. Когда она станет представлять другого мужчину, Глантрис-Бок прервет ее и скажет, что ванатай пытаются понять, все ли люди из верхних пещер – бледные, никчемные, бесчестные воры и паразиты. По этой причине Бон-Айно отправил вас сюда. Ванатай привели вас сюда, чтобы изучить. Они заглянут в ваши души, чтобы понять и оценить ваше достоинство. Это не больно, но позволит им узнать ваш дух. Проссис-Бок кивнет и добавит, что времени мало, а насилие повсюду и желание знания велико. Она поинтересуется, позволите ли вы заглянуть ванатай внутрь вас. Разумеется, лучше дать свое согласие.
Члены совета закроют глаза, и внезапно разрушительная боль пронзит ваш разум. Вы упадете на колени. Вы начнете вспоминать свою жизнь, прибытие в Авернум, старание выжить, обучение, триумфы и поражения. Больше всего вы вспоминаете свои сражения против империи. Извлечение вашей биографии продолжается неопределенно долго. К счастью, совет понимает о частной жизни и касается лишь публичных моментов. Затем боль станет невыносимой, и вы потеряете сознание.
Пробудившись, вы увидите над собой склонившегося ванатай, держащего в руке чашу с водой. Под вашей головой лежат подушки. Поднявшись на ноги, вы увидите сияющее лицо Проссис-Бок. Она сообщит, что люди организованы сложнее, чем считали ванатай, и теперь им необходимо найти настоящих преступников. Империя кажется ванатай враждебной силой, за которой им стоит присматривать. Зато совет решил, что барьеры в ваших пещерах будут растворены. Вы же можете вернуться в свои земли. Проссис-Бок укажет на дверь в восточном направлении и скажет, что ванатай создали портал между своими землями и Авернумом в ожидании войны, но теперь его можно использовать в других целях (+65 ехр).
Олгай
1 – зал совета. 2 – Ортала-Те. 3 – магазин. 4 – целитель. 5 – мастер-оружейник Спира. 6 – мастер обучения Вайна-Те. 7 – торговец грибами. 8 – кристаллы чтения. 9 – дом Гни. 10 – портал в Авернум. 11 – церберы. 12 – комната даров.
8.1. Разыскать три кристальные души. Сообщив вам о портале между землями ванатай и Авернумом, Проссис-Бок скажет, что у совета есть к вам предложение. Ванатай просят вас вернуть похищенные кристальные души и вернуть их в святыню на юго-западе. Если вы сделаете это и если их похитили не аверниты, то ванатай обеспечат вас поддержкой в войне против империи.
Элохи-Бок, третий член совета, добавит, что ванатай очень обеспокоены человечекой книгой, которую вы нашли в руинах во время своего путешествия по Темным водам. Это означает, что группа ванатай тайно ведет дела с людьми. Если вы найдете доказательство этого, то незамедлительно представьте их совету. Глантрис-Бок добавит, что ванатай по-прежнему не доверяют вам, но явно происходит что-то не подвластное их пониманию. Совет не знает, почему ванатай напали на вас у руин речного форта. Присутствие этих ванатай сильно беспокоит совет. Возможно, народ ванатай больше не объединен одной целью. Элохи-Бок вмешается и скажет, что если вы обнаружите признаки нахождения хотя бы одной из похищенных кристальных душ, сообщите о них совету, а ванатай помогут вам вернуть ее.
После того, как вы обнаружите в форте Долтар сведения о кристальной душе (см. квест 19.1. Убить Лимончелли), отправляйтесь в совет Олгай. Изучив найденные вами документы, совет придет к выводу, что драконессу Пайрог убили, но зато известно, что Джеккнол-Бок в ее логове. Изучив карты логова Пайрог, совет заметит, что оно хорошо охраняется, но от воды к задней части пещеры Пайрог тянется узкий туннель. Глантрис-Бок скажет, что если вы подплывете на лодке позади пещеры Пайрог с севера, то сможете найти секретный проход и пробраться в крепость с тыла (см. квест 8.3. Проникнуть в логово Пайрог).
Крепость Ангирак
1 – место появления из портала. 2 – место перемещения в яму. 3 – камера. 4 – Квимби. 5 – рычаг. 6 – тюремные ворота. 7 – хранилище. 8 – вход в покои древних. 9 – лебедка. 10 – входные ворота. 11 – логово ледяных дрейков. 12 – логово ифритов. 13 – логово ракшаси. 14 – сундук с ключом. 15 – логово вампиров. 16 – Мидори.
Когда вы доберетесь до Эрики (см. ниже 8.2. Путешествие к Эрике), то сможете сказать ей, что хотите вернуть ванатай кристальные души (см. квест 24.1. Поговорить с Атроной). Узнав от Атроны, что одна душа томится в крепости Ангирак и, раздобыв код телепортации, отправляйтесь туда.
Это одна из самых трудных локаций в игре и в Ангирак желательно отправляться с хорошо подготовленным отрядом. Необходимо иметь при себе яйцо феникса (см. квест 8.3. Проникнуть в логово Пайрог). Переместившись в крепость Ангирак при помощи портала, вы окажетесь в небольшой комнате. Выйдя из нее, вы поймете, что это место не для живых людей. Здесь слишком тихо и холодно. Пройти вы сможете лишь на север, но через несколько шагов упретесь в невидимый барьер. Повернув назад, вы упретесь в еще один невидимый барьер. Долго вам ждать не придется – к вашей невидимой тюрьме станут приближаться девять созданий, ведомые личем. Лич скажет, что он Мидори и управляет этой крепостью. Теперь вы являетесь его пленниками, и он сделает с вами все, что захочет. Лич заявит, что сейчас вас сбросят в боевую яму и, если вы остаточно сильны, чтобы выжить там, то ваши знания вырвут из вашего разума.
Под вашими ногами раскроется пол, и вы заскользите вниз по узкому спиральному желобу. Очень скоро вы приземлитесь на большую кучу мусора. Первыми против вас выпустят церберов. Через два раунда боя к ним присоединятся несколько злобоглазов, потом наступит очередь вурдалаков, а затем гигантов. После того, как вы перебьете их, в яме появится хаакай и несколько боевых големов. Победив и их, входите в портал. Во время перемещения вы услышите голоса десяти существ, спорящих друг с другом. Их прервет голос лича Мидори, который сообщит, что поместит вас в камере, где вы умрете от голода. Голоса остальных существ одобрят этот план. Вы окажетесь в камере.
Разыскав на стене секретную кнопку, вы откроете проход и выберетесь из заточения. Проход выведет вас в небольшое помещение, где вы повстречаете призрак Квинби. Когда вы поинтересуетесь, можете ли вы помочь ему, Квинби отрицательно покачает головой и ответит, что надеется лишь на отмщение. Выяснится, что он хочет смерти Десяти, которые заставили его умереть от голода в этой камере, как и многих других узников. Открыть дверь камеры Квимби без ключа вы не сможете. Но если вы расспросите Квимби о том, почему он тут обитает, то призрак расшатает северную стену в своей камере, и вы сможете пройти в соседнее помещение. Из него можно будет выйти через дверь. Убейте двух големов, охраняющих рычаг, и поверните его. Откроются ворота тюрьмы, и вы сможете выбраться из нее. К востоку от нее находится зал, в котором заточена кристальная душа, но попасть в него без специального ключа вы не сможете.
Отправляйтесь в покои древних, перебейте там врагов и поверните лебедку, которая откроет входные ворота. теперь ваш путь лежит в логово ракшаси. Перебив там всех врагов, вы можете через потайной ход добраться до сундука с ключом, который открывает хранилище с кристальной душой. Завладев ключом, отправляйтесь в хранилище.
Зайдя в него и приблизившись к магическому барьеру, окружающему сундук, вы получите возможность разбить яйцо феникса. Подняв горячий красный камень над головой, вы бросите его в южную сторону. Результат не замедлит сказаться – магический огонь разлетится во все стороны, испепеляя все, чего коснется. Он быстро движется на север и касается магического барьера. Раздастся громкий хлопок и барьер исчезнет. Теперь вам необходимо быстро достать из сундука кристальную душу, пока огонь не добрался до него. Забрав кристалл, вы услышите голос в голове, говорящий, что он Вивнас-Бок. Он выдержал нападение Мидори, но оказался ранен. Вивнас-Бок попросит вас вернуть его домой в святыню кристаллов.
Выйдя из хранилища, имейте в виду, что быстрый огонь не сможете пересечь зеленую руну на полу перед входом в хранилище. Теперь вы можете покинуть Ангирак или же расправиться с Мидори. Когда вы выйдете за ворота крепости, поверните рычаг рядом с ними и через пропасть перекинется мост. Покинув крепость, идите в проход на юге. Пещерная стена там сильно расколота недавним землетрясением. Проскользнув в расселину, вы увидите на юге грязный склизкий спуск в шахту. Забравшись в дыру и оказавшись у подножия шахты, идите на юг. Идя на юг, вскоре вы выйдете к магазину Деспена (см. карту Великой пещеры на стр. ). Зная этот ориентир, вы сможете добраться до Башни магов, а оттуда переместиться к ванатай.
Оказавшись в Олгае, отправляйтесь в святыню кристаллов и поместите кристальную душу Вивнас-Бока на нужное место. За спасение Вивнас-Бока вы сможете выучить у Вилврон-Бока очередной уровень заклинания Мерцание. Когда вы вернетесь в совет Олгай, Глантрис-Бок поблагодарит вас за возвращение души Вивнас-Бока и предложит забрать свою награду из комнаты даров. Зайдя в нее, в левом сундуке вы найдете ртутную кольчугу (+16% броня, +3% к шансу уклониться, -5% к шансу попасть, +1 ОД, -1 сила).
После того, как вы разыщите в крепости ванатай документы, рассказывающие о судьбе Каффрен-Бока (см. квест 8.4. Крепость ванатай), возвращайтесь в совет Олгай. Рассказав совету про битву с Гаддикой и показав письма от Гарзада, вы узнаете от Элохи, что зиккурат, про который говорится в письме, расположен возле форта Халедон. По мнению Глантрис, войска форта Халедон смогут атаковать зиккурат, отвлекая на себя внимание, а в это время небольшая группа сможет проникнуть в форт и добыть кристальную душу. Проссис передаст вам свиток и скажет, что это приказ форту Халедон, который вам необходимо доставить их командиру. Форт находится далеко на западе за споровыми туннелями. Его командир проведет вас в зиккурат (см. далее квест 8.5. Указы форту Халедон).
Завладев кристальной душой Каффрен-Бока, отнесите ее в святыню кристаллов и поместите на нужное место. За спасение Каффрен-Бока вы сможете выучить у Вилврон-Бока очередной уровень заклинания Защита от стали. Затем возвращайтесь в совет Олгай. За спасение Каффрен-Бока вам позволят забрать свою награду из комнаты даров. Зайдя в нее, в правом сундуке вы найдете рапиру дуэлянта (+8% к шансу критического удара, +5% шанс парирования).
8.2. Путешествие к Эрике. Поинтересуйтесь у Глантрис-Бока, как найти кристальные души. Тот ответит, что наблюдая за авернитами, ванатай часто слышали о могущественной женщине в человеческой расе, которую зовут Эрика. Она сведуща в магии и сможет помочь вам выследить души. Ее земли далеки, но с ней общается волшебник по имени Солберг, проживающий у города Формелло. Очевидно, что сейчас наступило время вернуться в Авернум, а знакомство с землями ванатай перенести на позднее время. Воспользуйтесь порталом, чтобы переместиться в пещеры наверху.
Вы окажетесь в помещении с мебелью лицом к лицу с удивленными людьми, среди которых есть маги и стражники. Вы успеете быстро объяснить им, откуда вы появились, но вас свяжут для допроса. Вашим объяснениям не поверят до тех пор, пока не используют заклинание правды. Вас накормят и дадут заночевать. На следующий день вас продолжать расспрашивать, но ваших тюремщиков больше интересуют ванатай, их дома и оружие, а особенно кристальные души. Спустя некоторое время вам сообщат, что вы находитесь в Башне магов.
В конце концов, вас сопроводят в отдельное помещение и предложат оставаться в нем до тех пор, пока не разберутся, что делать с ванатай. Наконец-то, вы дома. Но, похоже, что в Авернуме проблемы только начинаются. Опасность остается, пока кристальные души не будут возвращены (см. квест 9.1. Уничтожить портал империи).
Насущность встречи с Эрикой подтвердится при встрече с королем Микой (см. квест 15.5. Слабость Гарзада). Узнав пароль доступа к ее башне, используйте телепорт в Башне магов, чтобы переместиться к Эрике. Оказавшись у входа в ее башню, обойдите ее, истребляя по пути отряды имперцев, которые добрались до башни раньше вас. В сундуке, который находится в лагере имперцев у юго-восточного угла башни, вы обнаружите записи о попытках имперских солдат ворваться в башню Эрики. Им не повезло. Ловушки внутри башни становятся тем сильнее, чем дальше углубляться в башню.
Зайдя в башню, вы сможете двигаться в ней по часовой стрелке. Первым испытанием для вас станет пара «рычаг-ворота» a-A. Ворота закрыты. Повернув рычаг, вы откроете их, но вместе с этим на полу от рычага до ворот появится огонь. Кроме того, когда вы достигнете квадратной плитки пола, впереди, на круглой плите, появится скелет, мешающий вашему продвижению вперед. Пока вы будете тратить время на схватку со скелетом, ворота закроются. Чтобы пройти это испытание, следует войти в режим боя, поместить одного из членов отряда перед квадратной плиткой, поручить другому члену отряда повернуть рычаг, передать ход первому члену отряда, завести его на квадратную плиту, затем убить скелета и двигаться к двери. Важно при следующем его ходе успеть провести аватара сквозь ворота. После этого они уже не закроются. Аналогично проходится и вторая пара «рычаг-ворота» b-В, но тут вместо огня на вас будет действовать холод, а вместо скелетов на круглых плитах появятся демоны.
Следующим испытанием станет прохождение через зал с колоннами. Двигаться по нему стоит по светлым участкам пола, не наступая на темные квадратные плиты (маршрут показан на карте красной линией). Если вы наступите на квадратную плиту, то в зале появятся ящеры, как правило, василиски. Добравшись до секретной кнопки, активируйте ее. В соседнем помещении есть ворот, открывающий ворота рядом, и рычаг, отключающий ловушки в зале с колоннами.
Чтобы миновать анфиладу ворот, поверните средний рычаг (выделен красной окружностью). Откроются первые ворота. Войдите в режим боя и подведите ведущего члена отряда ко вторым воротам. Далее следует повернуть крайний южный рычаг (выделен синей окружностью). Передние ворота закроются, но зато откроются остальные. Заведите ведущего члена отряда в зал с пентаграммами на полу и выходите из режима боя. Вуаля – ваш отряд прошел анфиладу ворот!
Далее предстоит пройти коридор с двумя зелеными рунами на полу. Подвох состоит в том, что при проходе по руне на пентаграммах будут появляться не просто демоны, а очень сильные демоны со всеми вытекающими из этого последствиями. По бокам коридора есть проходы, но северный проход перекрыт сталагмитами, а южный – магическими барьерами. Вряд ли вы сможете убрать эти препятствия, для этого требуются соответствующие заклинания третьего уровня. Тем не менее, миновать руны можно, если активировать три секретные кнопки, имеющиеся поблизости. Открывшиеся проходы позволят вам обойти руны.
Последний коридор выведет вас к залу, в котором находится Эрика. Она лишь кивнет, увидев вас, и проворчит, что хваленые посланники к ванатай заставили ее долго ждать своего появления. Следует добавить, что попасть в сокровищницу волшебницы возможно при условии, если значение навыка работы с инструментами у одного из ваших персонажей не менее 20.
Скажите Эрике, что вас впечатляет ее башня. Волшебница ответит, что вы прошли все испытания, чтобы добраться до нее и за это вам полагается награда. Она укажет рукой на юго-восток и скажет, что там находится пилон, перемещающий в Башню магов, и вы можете им пользоваться.
Имеет смысл поинтересоваться у Эрики, как она планирует бороться с империей. Волшебница ответит, что ее интересует два дела, но их нельзя выполнить без авантюристов, которые смогут нанести решающий удар. Речь идет о возвращении кристальных душ и уничтожении Гарзада.
8.3. Проникнуть в логово Пайрог. Получив подсказку от Глантрис-Бок, отправляйтесь в Северные земли, где находится логово Пайрог. Вначале ворвитесь в доки империи, которые расположены восточнее логова, перебейте там охрану и завладейте одной из лодок. Высадитесь на берегу к северу от пещеры Пайрог и входите в нее.
Логово Пайрог
1 – логово гигантов. 2 – центральный двор. 3 – кладбище. 4 – научные залы. 5 – темный алтарь. 6 – мастерская. 7 – зал стража. 8 – кристальный зал. 9 – казарма. 10 – сокровищница. 11 – лебедка.
Проникнув в пещеру Пайрог через черный ход, вы окажетесь в логове гигантов. Расправившись с ними и покинув логово, вы выйдете на главный двор, где вам придется выдержать схватку с отрядом имперских солдат. На кладбище, изучая могилы, вы найдете неплохой стальной палаш. У входа в научные залы на стене висит табличка «Магические исследования. Только магам и для персонала. Пожалуйста, игнорируйте голоса в голове. Они не хотят вам помочь».
Зайдя в научные залы, вам придется сразиться с ее охраной. Перемещаясь по коридору, уничтожьте при помощи заклинания Освящение темный алтарь. Зайдя в мастерскую, прочтите лабораторный журнал, описывающий разработку механизмов в этой мастерской. Они предназначены для создания яиц феникса. Яйцо феникса – это контейнер, содержащий быстрый огонь. Это потенциально разрушительное оружие, но созданные яйца не стабильны. Даже малейшая вибрация может разбить их, убив всех поблизости. Имперские ученые смогли создать лишь одно яйцо. Вы заметите внутри передней обложки записку: «Для доступа к нескончаемому пламени».
Подойдя к первой двери, за которой располагаются глубины механизма, вы не найдете способа открыть их, но затем вспомните содержание записки и произнесете: «Нескончаемое пламя». Двери медленно откроются. Для отпирания второй двери вам понадобится серый пропуск. В дальнем конце машинного зала вы найдете небольшой ящик, внутри которого в специальной выемке покоится красная сфера. Яйцо феникса горячее на ощупь и вам придется обернуть его в несколько слоев ткани, чтобы унести. Когда вы достигнете места, где его можно использовать, вам будет предложено это сделать.
Далее вам предстоит миновать зал стража. В центре этого зала высится огромный неподвижный набор доспехов, увенчанный массивным шлемом. У него нет оружия, вместо него из его рукавов торчат клинки. Когда вы зайдете в зал, доспехи станут двигаться. Выдержав атаку всех членов вашего отряда, доспехи станут клонировать себя. Каждый раунд боя они создают двух клонов, с тем запасом здоровья, какое есть у оригинала. Клоны, в свою очередь, также создают по два клона. Вам придется проявить все свое мастерство, чтобы справиться с этой напастью.
Зайдя в кристальный зал, в его центре вы увидите большой голубой кристалл. Прочтите книгу, находящуюся здесь. В ней описаны эксперименты, проводимые над кристальной душой Джеккнол-Бока имперскими магами. Они изучали его верования, его магические свойства и реакцию на боль. Они пытались сломать сознание и подчинить его своей воле, благодаря сочетанию магии и уловок. К концу записи становятся нервознее, похоже, кристальная душа сходит с ума. Если об этом узнают ванатай, они будут в ярости.
Забрав кристалл с душой Джеккнол-Бока, вы можете покинуть пещеру знакомым путем. Но истинные авантюристы не ищут легких путей. Прорываться на юг придется через казарму. В южной части крепости вам нужно добраться до лебедки, которая открывает входные ворота.
Святыня кристаллов
1 – Джеккнол-Бок. 2 – Вилврон-Бок. 3 – Лорта-Бок. 4 – Аихаэль-Бок. 5 – Эос-Бок. 6 – Вивнас-Бок. 7 – Каффрен-Бок.
Вернувшись в Олгай, вы покажете найденную душу совету. Его члены придут в восторг и окажут вам честь, поручив вернуть душу в святыню кристаллов. Покиньте Олгай и отправляйтесь на юго-запад от него, где находится святыня кристаллов. Зайдя в святыню, вы увидите, что доступ в нее перегорожен магическим барьером, но, когда вы подойдете к нему, магический барьер оживет шквалом молний. Когда этот шторм стихнет, в барьере появится узкий проход. Пройдите на юг, где вы найдете красивый и замысловато вырезанный круг на полу. В его центре покоится кристалл кварца, но этот кристалл явно мертв, внутри него не мерцает свет. Поместите кристальную душу Джеккнол-Бока в этот круг. Долгое время ничего не происходит. Затем раздастся голос Джеккнол-Бока, который сочтет свое перемещение в это место очередной уловкой имперских магов. Очевидно, что другие кристальные души, находящиеся в этом месте, смогут излечить его, а ваша миссия на этом выполнена.
Поговорите с кристаллом Вилврон-Бока, который за спасение Джеккнол-Бока обучит вас заклинанию Покров лезвий. Когда вы вернетесь в совет Олгай, Глантрис-Бок поблагодарит вас за возвращение души Джеккнол-Бока и предложит забрать свою награду из комнаты даров. Зайдя в нее, в среднем сундуке вы найдете длинный лук мудреца (+10% к шансу критического удара, +5% к урону магией, +5% к благословениям/проклятиям).
8.4. Крепость ванатай. Поинтересуйтесь у Проссис-Бок, где могут быть спрятаны кристальные души. В ответ вы услышите, что к востоку от Олгай расположена деревня Манкузо. К северу от нее находится крепость, принадлежащая ванатай-изгоям. Проссис-Бок полагает, что они как-то могут быть связаны с кражей кристальных душ. Если вы попросите у Прссис-Бок совет по проникновению в эту крепость, вам ответят, что в Манкузо есть ванатай по имени Токор-Те. Он выслеживает главаря бандитов и, если вы поможете ему, то он сможет помочь вам.
Заглянув к Токор-Те, вы получите у него задание расправиться с Гаддикой (см. квест 30.1. Зарубить Гаддику), который находится в крепости ванатай. Разыскав в этой крепости документы, рассказывающие о том, куда поместили украденную кристальную душу Каффрена, возвращайтесь в совет Олгай (см. квест 8.1. Разыскать три кристальные души).
8.5. Указы форту Халедон. Получив в совете Олгай приказ для форта Халедон (см. квест 8.1. Разыскать три кристальные души), отправляйтесь туда. Путь на запад перекрывает гробница Делрин-Бока, через которую придется пройти.
Гробница Делрин-Бока
1 – темница. 2 – руны. 3 - кристалл наблюдения. 4 – Делрин-Бок. 5 – сокровищница.
Это место кишит злыми ванатай и монстрами. Когда вы вступите в него, перед вами появится блуждающее видение, которое прокричит, что это склеп Делрин-Бока. Входить вам сюда запрещено и вы никогда не найдете его сокровищ. Затем видение исчезнет.
Для начала имеет смысл посетить северо-западную часть гробницы, где находится темница. В северной камере вы обнаружите прикованного к полу спящего мага-ванатай. Когда вы приблизитесь к нему, он проснется и слабо приподнимет руки, показывая, чтобы вы освободили его от оков. После того, как вы освободите и покормите его, узник расскажет, что его зовут Скеллер-Те и он был частью группы, отправленной для пробуждения форта Халедон. На обратном пути на него напала группа стражников. Скеллер-Те сдерживал их, а его спутникам удалось сбежать. Ему тоже удалось ускользнуть, но он совершил ошибку, пытаясь увидеться с Делрин-Боком. Делрин-Бок живет в лабиринте, который находится в центре этого склепа. Скеллер-Те так и не добрался до него, его схватили снова. Но он узнал кое-что интересное. В боковом помещении у лабиринта Делрин-Бока есть кристалл чтения. Скеллер-Те полагает, что в этом кристалле заключена подсказка о том, как добраться до Делрин-Бока. Рассказав это вам, Скеллер-Те покинет гробницу.
В западной камере вы обнаружите еще одного прикованного к полу мага-ванатай. Когда вы разобьете его цепи, кожа ванатай станет меняться, а когда он поднимется на ноги, его магическое обличье распадется. Он станет махать руками и бормотать странные слова. Оказывается, он призовет на помощь двух слизней и нападет на вас. Покончив с врагами, в северо-западной камере вы обнаружите рычаг. Таких рычагов в гробнице четыре – по одному в каждом ее углу и прежде, чем активировать их, лучше очистить от врагов путь к каждому рычагу.
Карта Делрин-Бока
В центре гробницы находятся покои Делрин-Бока, вход в который перекрыт решеткой. Перед решеткой на полу нанесены две руны зеленого цвета и стоит вам ступить на них, как становится ясно, что решетку они не убирают. Зато у южного выхода из склепа вы найдете кристалл наблюдения. Взглянув в нее, вы увидите карту гробницы (см. рисунок Карта Делрин-Бока). По углам карты нанесены четыре символа, обозначающие положение рычагов, которые нужно повернуть таким образом, чтобы активировать руны. Поскольку вы еще не поворачивали рычаги, то из карты становится ясно, что нужно повернуть рычаг на северо-востоке гробницы и на юго-западе. Когда вы сделаете это, подойдете к покоям Делрин-Бока и наступите на руны, ворота откроются.
Зайдя в покой, вы увидите Делрин-Бока в виде синего кристалла. После первого раунда боя он станет призывать к себе на помощь различных монстров. Имеет смысл сосредоточиться на уничтожении безумного мага, поскольку с его гибелью все призванные монстры исчезнут. После победы заберите добычу из сокровищницы и покиньте гробницу.
По пути от гробницы к форту вы нарветесь на засаду ванатай. После боя, обыскивая тело командира врагов, вы найдете письмо Лимончелли с приказом убить вас. Подойдя к форту Халедон, вы увидите, что его ворота закрыты. Через бойницу вы заметите, что один ванатай внимательно следит за вами. На его лице застыло отвращение, но все же он назовет свое имя: Хайно. Когда вы покажете ему приказ совета Олгай, ворота форта откроются.
Зайдя в форт, вы увидите, что ванатай встречают вас с недоверием и даже открытой ненавистью. Заходите в казармы, расположенные на востоке. Они подозрительно пусты, но, когда вы пройдете внутрь, несколько ванатай поднимутся из-за укрытий и нападут на вас. Перебив их, входите в кабинет командира. Он сидит за столом и смотрит на вас со страхом. Когда вы отдадите ему приказ, командир прочтет его и снова внимательно перечитает. Затем, используя на нем заклинание и убедившись, что приказ не фальшивый, командир ужаснется, поняв, что вы действительно прибыли от совета Олгай, а не являетесь лазутчиками империи. Он заявит, что форт Халедон в вашем распоряжении, как сказано в приказе, и его защитники готовы напасть на зиккурат Орнота.
Когда вы будете готовы продолжить проход, идите к выходу из форта и велите начинать атаку на зиккурат. Командир форта подойдет к вам и сообщит, что он со своими солдатами отправится вперед и откроет барьеры для прохода. Вам нужно будет миновать барьерный туннель, за которым расположен зиккурат. Когда вы войдете в зиккурат, солдаты ванатай присоединятся к вам.
Пройдя барьерный туннель, вы окажетесь глубоко в тылу имперских земель. Рядом с выходом из туннеля высится вход в зиккурат. Зайдя в него, вы окажетесь на широком дворе, заполненном имперскими солдатами. Помощь в битве с ними вам будут оказывать солдаты форта Халедон. Во второй линии имперских солдат вы заметите Гарзада. Когда вместе со своими помощниками вы уничтожите имперские силы и сразите мага, то увидите. что он тает и улетучивается. Вы поймете, что это был не настоящий Гарзад, а его магическая проекция. Очистив двор от врагов, поднимайтесь по лестнице наверх.
Зиккурат Орнота
1 – кузница. 2 – кухня. 3 – столовая. 4 – алтарь. 5 – библиотека. 6 – лаборатория. 7 – казарма. 8 – спальня. 9 – покои Гарзада. 10 – пентаграмма. 11 – Каффрен-Бок
Зиккурат Орнота состоит из двух ярусов. На первом ярусе для начала обойдите его по периметру, уничтожая попадающихся врагов и собирая добычу. После этого поднимайтесь в центральный зал, где находится алтарь, вокруг которого стоят три мага и несколько монстров. Когда вы расправитесь с ними, подойдите к алтарю. Энергия алтаря образует странный дымчатый нимб вокруг него. На алтаре лежит золотой талисман мощи с драгоценными камнями (+8% к урону холодным оружием). Если вы его возьмете, у вас закружится голова, и вы на шесть ходов не сможете применять магию, а вокруг алтаря появятся два ледяных дрейка и два злобоглаза. Расправившись с ними, поднимайтесь наверх.
На втором ярусе есть несколько интересных мест, о которых стоит рассказать. В библиотеке на юго-востоке вы найдете магический том, прочесть который сможете, если у вас при себе есть священный атам. При помощи этой книги вы сможете повысить навык Знание ванатай. По соседству в восточной части яруса имеется потайная комната, в которой стоят два стула. Если присесть на них, то у всех членов вашего отряда значение силы увеличится на единицу. Казарма на северо-востоке пуста, но в ней есть спальня. Если вы решите в ней отдохнуть, то проснетесь, окруженные вражескими солдатами. На западе расположена магическая лаборатория, где три мага-ванатай проводят исследования над хаакай. Расправившись с ними, вы сможете собрать неплохую добычу.
В северной части яруса расположены покои Гарзада. К западу от них находится зал с пентаграммой на полу. Стоит вам наступить на нее, как раскроется магический барьер и из-за него появится быстрый огонь. Теперь вам необходимо как можно быстрее добраться в зал на северо-западе, где находится Каффрен-Бок. Перемещение осложняют три ванатай, охраняющие вход в этот зал. Расправившись с ними, входите в зал, где находится большой сундук.
Открыв его, вы увидите огромный разветвленный синий кристалл, сверкающий внутренним светом. В голове вы услышите голос, который станет умолять вас унести его отсюда. Как только вы достанете кристалл, западная стена взорвется. Взглянув в окно, вы увидите летающего в воздухе Гарзада. Он укажет в вашу сторону пальцем и от восточной стены зала к вам помчится быстрый огонь. Поторопитесь выскочить через пролом в западной стене на крышу.
Приземлившись на крышу внизу, вы окажетесь между двух огней. Позади вас с востока напирает быстрый огонь. Впереди на западе появились вражеские солдаты. На юге вы заметите другой короткий спуск на землю. Бегите к нему со всех ног, не обращая внимания на врагов, спасаясь от бегущего огня. Очевидно, что имперцы успеют приблизиться к вам, пока вы добираетесь до южного спуска. Сражаться с ними не имеет смысла из-за огня, напирающего с севера. Спрыгнув с очередной крыши, вы окажетесь вне зиккурата. Уже знакомым путем через барьерный туннель возвращайтесь в земли ванатай (далее см. квест 8.1. Разыскать три кристальные души).
1 – От-Айно. 2 – Клодека. 3 – склад трав. 4 – Лит. 5 – аптека. 6 – Сено. 7 – Рентар-Айно.
28.1. Найти зуб дрейка. Поговорите с Лит о том, что ванатай создают магию при помощи кристаллов и камней. Лит подтвердит это. Поинтересуйтесь у нее, используют ли ванатай другие материалы для создания магии. Оказывается, Лит слышала, что в Авернуме некоторые дрейки рождаются с черным клыком, а ему позарез нужен этот ингредиент. Лит с радостью наградит вас, если вы сможете достать для него такой клык.
Когда вы добудете для Лит черный клык дрека, она наградит вас нефритовой цепью (+3 колдовство).
28.2. Добыть слюдяную книгу. После того, как вы освободите первую кристальную душу (см. квест 8.3. Проникнуть в логово Пайрог), повстречайтесь с Рентар-Айно. Она встретит вас холодно, но вы можете сказать ей, что спасли одну кристальную душу, а это означает, что вам положена аудиенция с ней. Рентар-Айно согласится выслушать вас. Поинтересуйтесь, может ли она научить вас создавать быстрый огонь.
Выяснится, что Рентар-Айно умеет создавать быстрый огонь, но при этом она способна контролировать его, вы же управлять им не сможете. Но своей жизнью вы вольны распоряжаться сами, поэтому она научит вас создавать быстрый огонь. Рентар-Айно расскажет, что далеко на севере от Манкузо на берегу реки из лавы есть разрушенный форт. В нем хранится магический фолиант, чьи листы сделаны из слюды. Если вы принесете его Рентар-Айно, она поможет вам.
На пути вам попадется пропасть, на краю которой находится разрушенное здание. Заглянув в него, вы увидите шесть каменных платформ, парящих в пространстве. На месте их удерживают толстые ржавые цепи. Когда вы разобьете их, платформы уплывут на юго-восток. Отправившись в ту сторону, вы вскоре набредете на длинный каменный указатель, за которым виден каменный выступ. Тропа к платформе охраняется группой массивных чешуйчатых гуманоидов. В любом случае вам нужно идти вперед. В случае, если ваш отряд не достиг уровня 30, то вам придется вступить с демонами в бой. Если значение уровня выше 30, то демоны уползут в глубины пропасти. Добравшись до каменного выступа, на другой стороне пропасти вы увидите такой же выступ, а между ними над пропастью парят шесть каменных платформ, которые вы отпустили, разбив цепи. По этим платформам вы сможете перебраться на другую сторону пропасти.
Лавовый купол
1 – Гуснарг. 2 – яма бесов. 3 – спальня. 4 – сундук. 5 – комната с колоннами. 6 – центральный зал. 7 – комната перемещений. 8 – тронный зал.
Пространство между пропастью и лавовым куполом, куда вам нужно, патрулируется церберами и демонами Кордадиса. Зайдя в лавовый купол для начала повидайтесь с бесом Гуснаргом. Он стоит за наковальней, полируя длинный изогнутый меч. Бес поклонится вам и скажет, что он Гуснарг – верный слуга Кордадиса. Когда вы поинтересуетесь, кто такой Кордадис, бес ответит, что этот старый чурбан с манией величия заправляет этим местом. И правит он лишь потому, что хорошо спрятался. Когда вы спросите, где спрятался Кордадис, Гуснарг ответит, что под одним из тел в яме бесов есть подсказка об этом.
В яме бесов вам придется выдержать схватку с полудюжиной бесов. Помимо них в этом помещении лежат мертвые разлагающиеся тела людей. Не стоит обыскивать их, вы будете отравлены. Тело, которое нужно осмотреть (на карте выделено кругом), лежит у западной стены. Под ним на полу вы обнаружите надпись: «Обыщите бочку за кроватями». Отправляйтесь в спальню.
Здесь вам будет предложено отдохнуть, но не стоит этого делать, поскольку такая попытка, как правило, заканчивается смертью. Между бочкой и стеной вы обнаружите лист бумаги, в котором сказано: «Смотрите за наружной стеной на юго-западе, идите вдоль стены». Отправившись в ту сторону, за наружной стеной вы обнаружите сундук. В нем вы найдете маленький обрывок бумаги со словами: «Выкурить трубку между восточными столбами». Возвращайтесь к Гуснаргу и поинтересуйтесь, есть ли у него трубка. Оказывается, есть и Гуснарг хочет за нее 1000 монет. Придется заплатить.
Идите в комнату с колоннами. Когда вы зайдете в нее, сквозь решетку в полу в комнату станет просачиваться слизь. Вы услышите визгливый смех, доносящийся с юга, и чей-то крик: «Сюрприз»! Уничтожив слизь, встаньте между двумя колоннами. Сделав это и закурив трубку, вы увидите, что завитки дыма, поднимаясь вверх, формируют между колоннами буквы. Они гласят: «Гуснарг ненавидит слово «рыба». Через несколько секунд буквы исчезнут. Когда вы выйдете из комнаты с колоннами, вам предстоит сразиться с полудюжиной демонов, которые сбегутся на запах дыма.
Покончив с демонами, вернитесь к Гуснаргу и в разговоре с ним постоянно используйте слово «рыба». В конце концов, Гуснарг не выдержит и расскажет, что в северо-западной части ямы бесов вам нужно внимательно посмотреть на стену. Придя туда, там вы обнаружите секретную кнопку, активация которой откроет проход на север.
Проход выведет вас в центральный зал, в южной части которого стоит лебедка. Когда вы повернете его, в восточной стене зала откроется проход и появятся несколько демонов. Перебив их, проходите в комнату перемещений. Ее нужно миновать, не наступая на темные плиты пола. В противном случае вы каждый раз будете перемещаться в тупиковый коридор на западе. Поможет пройти комнату перемещений секретная кнопка на западной стене, которая откроет проход в обход самых сложных плит пола.
За комнатой перемещений находится тронный зал, в южной части которого стоит пьедестал. Стоит вам приблизиться к нему, как в зале появится Кордадис вместе со своими монстрами. Уничтожив врагов, осмотрите пьедестал. На нем лежит грубая книга, листы которой тщательно покрыты диаграммами и текстом и сделаны из слюды. Забрав ее, покиньте лавовый купол.
Вернувшись к Рентар-Айно, отдайте ей слюдяную книгу (+10 ехр). Волшебница скажет, что не может научить вас заклинанию быстрого огня, поскольку ваш разум слишком слаб, чтобы удержать его, но в ящике, который стоит в северной комнате, вы найдете свою награду. Исследовав ящик, вы найдете в нем фарфоровое яйцо.
1 – Абра. 2 – платформа управления. 3 – центральный зал.
29.1. Убить ледяных ящеров. У входа в камеру упокоения сидит маг Абра. Когда вы спросите, можете ли вы чем-нибудь помочь ему, он ответит, что пещера к северу населена церберами, но для Абра они не составляют проблемы. Но в главном зале бродят два огромных ледяных ящера, которые слишком сильны для него. Если вы убьете их, то Абра готов отдать вам призму духа.
Зайдя в пещеру, приступайте к уничтожению монстров, обитающих там. На северо-востоке локации высится платформа управления, но вы никак не сможете использовать ее. Ледяные ящеры обитают в центральном зале. Покончив с ними, вернитесь к Абра и сообщите ему об этом. Обрадованный Абра подарит вам призму духа. Этот артефакт ванатай способен создавать малые копии созданий, обитающих в глубинах. С ним вы можете произносить заклинания Захват души и Подобие. После того, как вы завладеете призмой духа, этим заклинаниям вас обучит Сено в Эгли.
1 – каменный сарай. 2 – таверна Вайна. 3- магазин «Припасы Аристо». 4 – магазин «Магия Токор-Те».5 – Эон.
30.1. Зарубить Гаддику. Токор-Те является хозяином кузницы и магического магазина, а также возглавляет это поселение. Когда вы поинтересуетесь, можете ли вы, что-нибудь сделать для него, Токор-Те ответит, что к северу от Манкузо расположен форт, который заполнен изгоями-ванатай, которых возглавляет Гаддика. И эти изгои доставляют Манкузо кучу проблем. Если вы убьете Гаддику, то Токор-Те щедро вознаградит вас.
Поинтересуйтесь, как вам попасть в этот форт. Токор-Те ответит, что его ворота могут быть закрыты и для нападения вам понадобится ключ. И самое интересное, Токор-Те знает, где найти этот ключ. Оказывается, его разведчики нашли кое-какие улики. В юго-восточной части Манкузо стоит маленький каменный сарай, в задней части которого есть маленькое помещение. Недавно там были найдены сожженные бумаги, которые вам стоит изучить.
На юго-востоке Манкузо действительно расположен каменный сарай, в котором вы найдете сундук, где хранятся сожженные бумаги. Видимо, кто-то торопился сжечь их. Ковыряясь в пепле, вы найдете небольшой уцелевший обрывок, на котором можно разобрать пару слов: «Империя здесь и…». Еще можно увидеть: «Гни взял ключ. Он скрывается в Олгай и…».
Заглянув в дом Гни в Олгай, поинтересуйтесь, почему он пристально разглядывает вас. Тот нервно ответит, что его интересуют разные чужаки, а в людях много чего интересного в зависимости от того, из каких они племен. Если вы скажете, что вы прибыли из империи, Гни признается, что оставил ключ для вас в Авите. Он находится в старом изогнутом дереве за казармами. Действительно, добравшись до Авита и осмотрев грибное дерево, вы найдете в нем ключ ванатай, который стоит взять.
Крепость ванатай
1 – центральные ворота. 2 – восточные ворота. 3 – имперские солдаты. 4 – причал с лодкой. 5 – заплесневелый шкаф. 6 – библиотека. 7 – Гаддика. 8 – записи о ванатай-еретиках.
Когда вы доберетесь до крепости ванатай, нет смысла проникать в нее через центральные ворота, которые хорошо охраняются и простреливаются вражескими лучниками. Лучше всего обойти крепость с востока, где находятся восточные ворота, которые можно открыть ключом, найденным в Авите.
В юго-восточной части крепости помимо ванатай вас ожидает встреча с имперскими солдатами, которых возглавляет командир Аока. Она не станет скрывать, что по поручению Гарзада ведет переговоры с ванатай. И Аока отметит в разговоре, что ясно дала понять Гаддике, чтобы тот ничего не записывал об этих переговорах и уничтожил все имперские письма.
Избавившись от имперцев, отправляйтесь через северо-восточный проход на запад. Вскоре вы найдете причал с лодкой, на которой сможете продолжить исследование крепости. В северо-западной части крепости вы найдете заплесневелый шкаф. Его тщательное исследование выявит отверстие в задней части шкафа. В самом шкафу вы найдете осколок кристалла. Вставив его в это отверстие, вы услышите щелчок на западе. Если вы отправитесь в ту сторону, то обнаружите открывшийся в стене проход, заканчивающийся тупиком, в котором найдете добычу.
Добравшись на лодке к юго-западной части крепости, вы окажетесь в замковой библиотеке. Там вы обнаружите несколько свитков пергамента, которые содержат записи на языке людей и ванатай. В этих документах описан альянс между империей и этой группой ванатай. В них перечислены припасы, информация и заклинания, переданные сторонами друг другу. На дне шкафа вы найдете самое интересное. Это письмо от архимага Гарзада Гаддике-Боку с благодарностью за помощь в получении «трех целых кристальных душ, которые окажут значительную информационную помощь». В этом письме есть и карта, указывающая путь к месту под названием зиккурат Орнота. В углу карты есть приписка: «Каффрена привели сюда. Его силы могут пригодиться». Разумеется, эти свитки вы заберете с собой. Они не только докажут, кто украл кристальные души, но и подсказывают, куда поместили одну из них.
Разыскав к востоку от библиотеки Гаддику, убейте его и его охрану. Когда его тело упадет на землю, с головы Гаддики скатится бронзовый обруч с символом короны империи на нем. Очевидно, что это подарок Гаддике от империи. В соседнем помещении вы найдете бумаги, из которых узнаете, почему эти ванатай скрываются от своих соплеменников, живущих на юге. Оказывается, по меркам ванатай, они еретики, потому что не считают кристальные души священными и их не нужно больше создавать и поклоняться им.
Вернувшись в Манкузо, сообщите Токор-Те о смерти Гаддики (+90 ехр). Обрадованный Токор-Те подарит вам два кристалла мудрости. Токор-Те также станет обучать вас магии.
30.2. Убить церберов. Поговорите с Эон, которая в поле высаживает грибы, и скажите, что у нее хорошее оружие. Выяснится, что ношение оружия является необходимостью из-за церберов, которые живут в северных туннелях. Эон будет рада, если вы убьете их.
Разыскав церберов (см. карту Земли ванатай на стр. ), перебейте их и сообщите об этом Эон (+15 ехр). Эон подарит вам кольцо стрелка (+5% к урону снарядами).